Аюрведическая кулинария

выходящий за рамки общих правил эффект называется прабхава. Еще одним примером являются лаймы, которые, обладая кислым вкусом, оказывают охлаждающее действие вместо согревающего, характерного для кислого вкуса.

ВИПАК (ЭФФЕКТ ПОСЛЕ ПЕРЕВАРИВАНИЯ)

Заключительное действие, которое вкус оказывает на тело, ум и сознание, называется эффектом после переваривания, или випаком. Сладкий и соленый вкусы имеют сладкий випак, кислый вкус — кислый випак, а випак острого, горького и вяжущего вкусов все острые. Если известен вкус, тепловое воздействие и эффект после переваривания той или иной пищи или лечебной травы, то легко понять ее действие на системы организма. Это знание составляет суть целительства и приготовления пищи.

Просуммируем все вышесказанное: первое субъективное ощущение продукта на языке — это вкус (раса); немного погодя появляется ощущение тепла или прохлады (вирья); и, наконец, влияние продукта на мочу, кал и пот (випак). Например, при употреблении в пищу острого чили вы моментально ощутите его острый вкус, согревающий эффект, а на следующий день и жжение при дефекации и мочеиспускании.

ПРАБХАВА (ОСОБЫЙ ЭФФЕКТ, НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ ОБЪЯСНЕНИЮ)

Когда два продукта, имеющие схожие вкус, тепловое действие и эффект после переваривания, производят абсолютно разное воздействие, это явление называется прабхавой. Объяснения этому феномену не существует. Он не поддается логическим обоснованиям известных нам теорий. Гхи (топленое сливочное масло) в количестве двух чайных ложек со стаканом молока действует как слабительное средство, однако в меньшей дозе, например 1/2 чайной ложки, имеет закрепляющий эффект. Почему? Ответ следует искать в прабхаве. Все драгоценные камни, минералы и мантры помогают исцелению благодаря прабхаве. Прабхава — это особое активное скрытое действие осознавания, присутствующего в веществе.

АГНИ (ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ)

Аюрведическая медицина основывается на удивительной концепции пищеварения, которая начинается с внешней обработки и приготовления пищи. Основными требованиями для этого являются наличие места готовки, топлива, воздуха, огня, посуды, воды, пищевых продуктов и организатора процесса. Те же условия необходимы и для внутреннего «приготовления» — переваривания пищи. Местом «готовки» становится кишечник, а огнем — агни. Роль топлива играет переваренная вчера пища, которая разжигает агни; посуда для приготовления — желудок, где слизистая секреция играет роль воды, тогда как зерно символизирует съеденную сегодня пищу. Поваром или организатором процесса является прана. Вентилирующий, раздувающий огонь воздух называется самана (подтип ваты). В желудке (в нашей аналогии — кастрюле) пища находится на огне. Вода в кастрюле (капха) обеспечивает «доступ» огня к каждому зерну. Большой огонь в очаге — это центральный огонь, огонь пищеварения. Переваренная вчера пища дает энергию кишечной стенке для выработки пищеварительных ферментов. Эти ферменты становятся топливом для агни. Но никакие процессы не происходят без организатора (праны). Следующий далее рисунок иллюстрирует вышеописанное.

Наша пища несет солнечную энергию, которая может усваиваться только в процессе пищеварения. Приходящая извне пища должна быть превращена в вещества, которые всасываются и питают ткани организма. За процессы такого превращения отвечает множество разных ферментов. Термин «агни» используется в Аюрведе для описания этих ферментов и их участия в метаболических процессах. Без агни невозможно усвоение ни пищи, ни



 
 

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека LightRay Rambler's Top100

Все права зарегистрированы 2009-2012 ©